Безопасность технологических процессов и производств

Область профессиональной деятельности бакалавров включает:

  • эксплуатация средств защиты человека и среды его обитания от природных и техногенных опасностей; 
  • проведение контроля состояния средств защиты че-ловека и среды его обитания от природных и техногенных опасностей; 
  • эксплуатация средств контроля безопасности;
  • выбор известных методов (систем) защиты человека и среды обитания, ликвидации чрезвычайных ситуаций применительно к конкретным условиям; 
  • составление инструкций безопасности;
  • ремонт и обслуживание средств защиты от опасностей;
  • выполнение мониторинга полей и источников опасностей в среде обитания участие в проведении экспертизы безопасности, экологической экспертизы; 
  • определение зон повышенного техногенного риска;
  • участие в выполнении научных исследований в области безопасности под руководством и в составе коллектива, выполнение экспериментов и обработка их результатов;
  • комплексный анализ опасностей техносферы; 
  • участие в исследованиях воздействия антропогенных факторов и стихийных явлений на промышленные объекты.
Сферы профессиональной деятельности выпускников:

Стратегические партнеры программы (работодатели):

  • Государственная инспекция труда в Ростовской области
  • АО "Ростовводоканал"
  • ОАО "Южтрубопроводстройпроект"

Охрана труда и безопасность в техносфере

Экологическая безопасность

Инженерная защита окружающей среды

Трудоемкость ОПОП ВО 120  з.е.

Срок обучения – 2 года (очная), 2,5 года (заочная).

Квалификация (степень), присваиваемая выпускникам _магистр_______________

Концепция образовательной программы
Программа обеспечивает нормативно-методическую базу освоения обучающимися общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному направлению подготовки с учетом потребностей регионального рынка труда и перспектив его развития. Обучение построено на теоретическом осмыслении процессов взаимодействия человека и техногенной среды, выявление опасностей и технических, организационных и иных способах снижения их влияния окружающую среду,  практической реализации теоретических знаний на объектах экономики региона (как строительства, так и иных предприятий) построенной на современном уровне развития  техники и технологии, системах управления человеком, коллективом и обществом в целом.

Цели и задачи образовательной программы
Цели ОПОП ВО:
1. Практическая реализация требований  ФГОС ВО по направлению «Техносферная безопасность» как федеральной социальной нормы в образовательной и научной деятельности ДГТУ, с учетом особенностей его научно-образовательной школы и актуальных потребностей региональной сферы труда в области строительства и эксплуатации инженерной инфраструктуры.
2. Обеспечение безопасности человека в современном мире, формирование комфортной для жизни и деятельности человека техносферы, минимизацию техногенного воздействия на природную среду, сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования.

Задачами ОПОП ВО являются:
•  разработка учебного плана, графика и содержательной части учебного    процесса, обеспечивающих условия для развития у студентов личностных качеств на основе общекультурных (универсальных, общенаучных, социально-личностных, инструментальных и др.) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки «Техносферная безопасность»;

  • создание системы текущего, промежуточного и итогового контроля знаний как основы для объективной оценки фактического уровня сформированности обязательных результатов образования и компетенций у студентов на всех этапах их обучения в вузе;
  • использование в рабочей документации критериев объективной оценки (и самооценки) образовательной и научной деятельности вуза по профилю подготовки «Инженерная защита окружающей среды»;
  • обеспечение единства в учебных планах и программах общероссийского пространства высшего образования по профилю подготовки «Инженерная защита окружающей среды»;
  • обеспечение возможности оценки эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании по профилю подготовки «Инженерная защита окружающей среды»;
  • самостоятельное выполнение научных исследований в области безопасности, планирование экспериментов, обработка, анализ и обобщение их результатов, математическое и машинное моделирование, построение прогнозов; формулирование целей и задач научных исследований, направленных на повышение безопасности, создание новых методов и систем защиты человека и окружающей среды, определение плана, основных этапов исследований; анализ патентной информации, сбор и систематизация научной информации по теме научно-исследовательской работы; выбор метода исследования, разработка нового метода исследования; создание математической модели объекта, процесса исследования; разработка и реализация программы научных исследований в области безопасности жизнедеятельности; планирование, реализация эксперимента, обработка полученных данных, формулировка выводов на основании полученных результатов, разработка рекомендаций по практическому применению результатов научного исследования; составление отчетов, докладов, статей на основании проделанной научной работы в соответствии с принятыми требованиями; оформление заявок на патенты; разработка инновационных проектов в области безопасности, их реализация и внедрение;
  • выбор и расчет основных параметров средств защиты человека и окружающей среды применительно к конкретным условиям на основе известных методов и систем; расчетно-конструкторские работы по созданию средств обеспечения безопасности, спасения и защиты человека от техногенных и антропогенных воздействий; разработка разделов проектов, связанных с вопросами безопасности; инженерно-конструкторское и авторское сопровождение научных исследований в области безопасности и технической реализации инновационных разработок; оптимизация производственных технологий с целью снижения воздействия негативных факторов на человека и окружающую среду; проведение экономической оценки разрабатываемых систем защиты или предложенных технических решений;
  • научное сопровождение экспертизы безопасности новых проектных решений и разработок, участие в разработке разделов безопасности технических регламентов и их нормативно-правовом сопровождении; проведение мониторинга, в том числе регионального и глобального, составление краткосрочного и долгосрочного прогноза развития ситуации на основании полученных данных участие в аудиторских работах по вопросам обеспечения производственной, промышленной и экологической безопасности объектов экономики; организация и осуществление мониторинга и контроля входных и выходных потоков для технологических процессов, отдельных производственных подразделений и предприятия в целом; осуществление надзора за соблюдением требований безопасности, проведение профилактических работ, направленных на снижение негативного воздействия на человека и среду обитания; проведение экспертизы безопасности и экологичности технических проектов, производств, промышленных предприятий и производственно-территориальных комплексов.

Вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовятся выпускники

  • научно-исследовательская;
  • проектно-конструкторская
  • экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская.

Стратегические партнеры программы (работодатели)
ООО МЭП «Энергоаэра», Комитет по ООС Администрации г. Ростова-на-Дону, ООО «Экология транспорта» НИИ МиПМ РГУ, Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области

Безопасность труда

Трудоемкость ОПОП ВО 120  з.е.

Срок обучения – 2 года (очная), 2,5 года (заочная).

Квалификация (степень), присваиваемая выпускникам _магистр___________

Концепция образовательной программы
Программа обеспечивает нормативно-методическую базу освоения обучающимися общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному направлению подготовки с учетом потребностей регионального рынка труда и перспектив его развития. Обучение построено на теоретическом осмыслении процессов взаимодействия человека и техногенной среды, выявление опасностей и технических, организационных и иных способах снижения их влияния на деятельность человека,  практической реализации теоретических знаний на объектах экономики региона (как строительства, так и иных предприятий) построенной на современном уровне развития  техники и технологии, системах управления человеком, коллективом и обществом в целом.
 Цели и задачи образовательной программы
Цели ОПОП ВО:
1. Практическая реализация требований  ФГОС ВО по направлению «Техносферная безопасность» как федеральной социальной нормы в образовательной и научной деятельности ДГТУ, с учетом особенностей его научно-образовательной школы и актуальных потребностей региональной сферы труда в области строительства и эксплуатации инженерной инфраструктуры.
2. Обеспечение безопасности человека в современном мире, формирование комфортной для жизни и деятельности человека техносферы, минимизацию техногенного воздействия на природную среду, сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования.
Задачами ОПОП ВО являются:
•  разработка учебного плана, графика и содержательной части учебного    процесса, обеспечивающих условия для развития у студентов личностных качеств на основе общекультурных (универсальных, общенаучных, социально-личностных, инструментальных и др.) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки «Техносферная безопасность»;

  • создание системы текущего, промежуточного и итогового контроля знаний как основы для объективной оценки фактического уровня сформированности обязательных результатов образования и компетенций у студентов на всех этапах их обучения в вузе;
  • использование в рабочей документации критериев объективной оценки (и самооценки) образовательной и научной деятельности вуза по профилю подготовки «Безопасность труда»;
  • обеспечение единства в учебных планах и программах общероссийского пространства высшего образования по профилю подготовки «Безопасность труда»;
  • обеспечение возможности оценки эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании по профилю подготовки «Безопасность труда»;
  • самостоятельное выполнение научных исследований в области безопасности, планирование экспериментов, обработка, анализ и обобщение их результатов, математическое и машинное моделирование, построение прогнозов; формулирование целей и задач научных исследований, направленных на повышение безопасности, создание новых методов и систем защиты человека и окружающей среды, определение плана, основных этапов исследований; анализ патентной информации, сбор и систематизация научной информации по теме научно-исследовательской работы; выбор метода исследования, разработка нового метода исследования; создание математической модели объекта, процесса исследования; разработка и реализация программы научных исследований в области безопасности жизнедеятельности; планирование, реализация эксперимента, обработка полученных данных, формулировка выводов на основании полученных результатов, разработка рекомендаций по практическому применению результатов научного исследования; составление отчетов, докладов, статей на основании проделанной научной работы в соответствии с принятыми требованиями; оформление заявок на патенты; разработка инновационных проектов в области безопасности, их реализация и внедрение;
  • выбор и расчет основных параметров средств защиты человека и окружающей среды применительно к конкретным условиям на основе известных методов и систем; расчетно-конструкторские работы по созданию средств обеспечения безопасности, спасения и защиты человека от техногенных и антропогенных воздействий; разработка разделов проектов, связанных с вопросами безопасности; инженерно-конструкторское и авторское сопровождение научных исследований в области безопасности и технической реализации инновационных разработок; оптимизация производственных технологий с целью снижения воздействия негативных факторов на человека и окружающую среду; проведение экономической оценки разрабатываемых систем защиты или предложенных технических решений.

Вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовятся выпускники

  • научно-исследовательская;
  • проектно-конструкторская.

Стратегические партнеры программы (работодатели)
Государственная инспекция труда в Ростовской области,
АО "Ростовводоканал", ОАО "Южтрубопроводстройпроект"

Безопасность жизнедеятельности

Трудоёмкость ОПОП ВО   120 з.е.

Срок обучения – 2 года (очная)
2,5 года (заочная)
Квалификация (степень), присеваемая выпускникам – магистр.

Концепция образовательной программы: обучение строится на теоретическом осмыслении процессов в области взаимодействия общества и природы, путей снижения техногенных рисков, повышения значимости понимания природы в жизни людей, использования законов природы, современные технические средства и методы в процессах управления развитым обществом.

Цели и задачи образовательной программы.
Основная цель ОПОП ВО: обеспечение безопасности человека в современном мире, формирование комфортной для жизни и деятельности человека в техносфере, минимизация техногенного воздействия на природную среду, сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования.
Основные задачи ОПОП ВО: самостоятельное выполнение научных исследований в области безопасности, планирование экспериментов, обработка, анализ и обобщение их результатов, математическое и машинное моделирование, построение прогнозов; формулирование целей и задач научных исследований, направленных на повышение безопасности, создание новых методов и систем защиты человека и окружающей среды, определение плана, основных этапов исследований; анализ патентной информации, сбор и систематизация научной информации по теме научно-исследовательской работы; выбор метода исследования, разработка нового метода исследования; создание математической модели объекта, процесса исследования; разработка и реализация программы научных исследований в области безопасности жизнедеятельности; планирование, реализация эксперимента, обработка полученных данных, формулировка выводов на основании полученных результатов, разработка рекомендаций по практическому применению результатов научного исследования; составление отчетов, докладов, статей на основании проделанной научной работы в соответствии с принятыми требованиями; оформление заявок на патенты; разработка инновационных проектов в области безопасности, их реализация и внедрение; организация деятельности по охране среды обитания на уровне предприятия, территориально-производственных комплексов и регионов, а также деятельности предприятий и региона в чрезвычайных условиях; управление небольшими коллективами работников, выполняющих научные исследования; участие в работе государственных органов исполнительной власти, занимающихся вопросами обеспечения безопасности; обучение управленческого и руководящего состава предприятий и организаций требованиям безопасности; участие в решении вопросов рационального размещения новых производств с учетом минимизации неблагоприятного воздействия на среду обитания; расчет технико-экономической эффективности мероприятий, направленных на повышение безопасности и экологичности производства и затрат на ликвидацию последствий аварий и катастроф для принятия обоснованных экономических решений; участие в разработке социально-экономических программ развития города, района, региона и их реализация; участие в разработке нормативно-правовых актов; осуществление взаимодействия с государственными органами исполнительной власти по вопросам обеспечения экологической, производственной, промышленной безопасности, безопасности в чрезвычайных ситуациях; разработка организационно-технических мероприятий в области безопасности и их реализация, организация и внедрение современных систем менеджмента техногенного и профессионального риска на предприятиях и в организациях; участие в качестве технического эксперта в коммерческой реализации и закупке систем защиты, новых проектных и конструкторских разработок, связанных с направлением профиля, с учетом знания конъюнктуры рынка и проведением маркетинговых работ на рынке сбыта; научное сопровождение экспертизы безопасности новых проектных решений и разработок, участие в разработке разделов безопасности технических регламентов и их нормативно-правовом сопровождении; проведение мониторинга, в том числе регионального и глобального, составление краткосрочного и долгосрочного прогноза развития ситуации на основании полученных данных; участие в аудиторских работах по вопросам обеспечения производственной, промышленной и экологической безопасности объектов экономики; организация и осуществление мониторинга и контроля входных и выходных потоков для технологических процессов, отдельных производственных подразделений и предприятия в целом; осуществление надзора за соблюдением требований безопасности, проведение профилактических работ, направленных на снижение негативного воздействия на человека и среду обитания; проведение экспертизы безопасности и экологичности технических проектов, производств, промышленных предприятий и производственно-территориальных комплексов.

Вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовятся выпускники:
организационно-управленческая;
экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская;
научно-исследовательская.

Стратегические партнёры программы (работодатели):
– ООО «КЗ «РСМ»;
– ОАО «Роствертол»;
– ОАО «Ростовэнерго»;
– ООО «Завод Конорд»;
– ЗАО «Ростовский завод цветного литья»;
– ЗАО «РЗ СИТО»;
– ЗАО «Юг Руси»;
– ФГУП «Институт радиосвязи»;
– ООО «АгроТехноДар»;
– ООО «Ростовский прессово-раскройный завод»;
– ООО «Ростовский завод «Рубин»;
– ЗАО «Ростовгазоаппарат» и др.

Пожарная безопасность производственных и социальных объектов

Область профессиональной деятельности бакалавров включает:

  • разработка учебного плана, графика и содержательной части учебного    процесса, обеспечивающих условия для развития у студентов личностных качеств на основе общекультурных (универсальных, общенаучных, социально-личностных, инструментальных и др.) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки «Техносферная безопасность»;
  • создание системы текущего, промежуточного и итогового контроля знаний как основы для объективной оценки фактического уровня сформированности обязательных результатов образования и компетенций у студентов на всех этапах их обучения в вузе;
  • использование в рабочей документации критериев объективной оценки (и самооценки) образовательной и научной деятельности вуза по профилю подготовки «Пожарная безопасность производственных и социальных объектов»;
  • обеспечение единства в учебных планах и программах общероссийского пространства высшего образования по профилю подготовки «Пожарная безопасность производственных и социальных объектов»;
  • обеспечение возможности оценки эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании по профилю подготовки «Пожарная безопасность производственных и социальных объектов»;
  • участие в выполнении научных исследований в области безопасности под руководством и в составе коллектива, выполнение экспериментов и обработка их результатов; комплексный анализ опасностей техносферы; участие в исследованиях воздействия антропогенных факторов и стихийных явлений на промышленные объекты; подготовка и оформление отчетов по научно-исследовательским работам;
  • участие в проектных работах в составе коллектива в области создания средств обеспечения безопасности и защиты человека от техногенных и антропогенных воздействий, разработке разделов проектов, связанных с вопросами обеспечения безопасности человека и защиты окружающей среды, самостоятельная разработка отдельных проектных вопросов среднего уровня сложности; идентификация источников опасностей в окружающей среде, рабочей зоне, на производственном предприятии, определение уровней опасностей; определение зон повышенного техногенного риска; подготовка проектно-конструкторской документации разрабатываемых изделий и устройств с применением систем автоматического проектирования (САПР); участие в разработке требований безопасности при подготовке обоснований инвестиций и проектов; участие в разработке средств спасения и организационно-технических мероприятий по защите территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций;
  • эксплуатация средств защиты человека и среды его обитания от природных и техногенных опасностей; проведение контроля состояния средств защиты человека и среды его обитания от природных и техногенных опасностей; эксплуатация средств контроля безопасности; выбор известных методов (систем) защиты человека и среды обитания, ликвидации чрезвычайных ситуаций применительно к конкретным условиям; составление инструкций безопасности; ремонт и обслуживание средств защиты от опасностей; выбор и эксплуатация средств контроля безопасности; выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих;
  • выполнение мониторинга полей и источников опасностей в среде обитания участие в проведении экспертизы безопасности, экологической экспертизы; определение зон повышенного техногенного риска.
Сферы профессиональной деятельности выпускников:

Стратегические партнеры программы (работодатели):

  • ГУ МЧС России по Ростовской области, ЮРЦ МЧС России